Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 197
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

К образовательным достижениям ученика - через развитие его творческих способностей

Творить – значит выражать то,

                         что есть в тебе.                               

  Анри Матисс

 

            Современная парадигма образования, определённая Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,  базируется на признании  значимости личностных ценностей, формировании и развитии ключевых образовательных компетенций и компетентностей, воспитании таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.   Перед учителем-предметником встаёт закономерный вопрос: «Как учить детей, чтобы обеспечить решение стоящих перед школьным образованием задач?»

Я, конечно же, задаю его и себе. Ответ получается неоднозначным, но ясно одно: учитель должен стать  сегодня педагогом широкого профиля – проектировщиком разнообразных методов и приёмов, способным оказать педагогическую поддержку каждому ученику в соответствии с его образовательными способностями и потребностями, уметь проводить корректную диагностику, находить верное решение проблемной педагогической ситуации.

Опираясь на имеющийся положительный опыт работы по теме «К образовательным достижениям ученика - через развитие его творческих способностей при изучении русского языка и литературы», - ставлю перед собой конкретную цель:  создать условия для достижения образовательного результата через развитие творческих способностей ученика, воспитание устойчивого интереса к учению.

Определяюцелевые ориентиры концепции:

●  обеспечение доступности и качества образовательных услуг в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через творческую интеграцию усилий педагога и ученика;

●  повышение качества образования за счёт разработки единой логики построения образовательного процесса (учебной и внеучебной деятельности), ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся;

●  внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения и воспитания, способствующих развитию творческой самостоятельности ребёнка, устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;

● создание образовательной среды, развивающей  личность конкурентоспособного выпускника, обладающего высоким уровнем общей культуры, креативностью, потребностью в перманентном (непрерывном) образовании.

 Исходя из целевых ориентиров концепции, ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

● формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет компетенции личностного самосовершенствования;

● реализовывать идею непрерывного обогащения  духовной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания основного и дополнительного образования;

● развивать творческую инициативу ученика;

● воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к

 успешной будущей профессиональной деятельности лежит через творческое начало.

      Основываюсь на такихпринципах построения творческого образовательного пространства, как:

● принцип индивидуально-личностного подхода;

      ● принципы культуросообразности и природосообразности;

      ●  принцип успешности ребёнка;

      ● принцип творческого союза «учитель - ученик»;

● принцип гуманизации и гуманитаризации образования.

Вышеназванные принципы – принципы гуманистической педагогики. Они позволяют создавать необходимые условия для личностного развития ребёнка,  повышения качества его образовательных достижений, самореализации и самосовершенствования, а в дальнейшем -  успешной социализации  личности в современном обществе.

      Определяю основные приоритеты педагогической деятельности:

● реализация компетентностного  подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся через творческую деятельность;

● повышение мотивации образовательной деятельности.

      Ещё раз осмысливаю понятия «ТВОРЧЕСТВО», «ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»!

     Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности. Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

     Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

     Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность развивает способности вообще, а тем более творческие. На мой взгляд, развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности.

     Таким образом, основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного (познавательного) содержания в эмоциональное.

Разрабатываю этапы формирования и развития творческих способностей:

           На этапах формирования и развития творческих способностей ученика обеспечиваю условия стимулирования познавательной потребности как основы развития его способностей:

- создание у ребенка высокой самооценки, "вкуса успеха", уверенности в своих силах;

- создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;

- соблюдение принципа "права на ошибку";

- учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений);

- учет динамики успехов каждого ученика;

- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

На уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся используюследующие методы и приёмы обучения:

·     Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею – открытие

·    Метод привлечения жизненного опыта детей.

В решении различных творческих проблем жизненный опыт учащихся играет важную роль

·    Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных

·    Метод свободы в системе ограничений.

С одной стороны, постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять инструкции

·    Метод диалогичности.

Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим

·    Метод сравнений.

Путь активизации творческого мышления. На уроках рассматриваем многовариантные возможности решения одной и той же задачи

·   Метод «погружения».                                                                                                     Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки "основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы

·    Метод исследования.

Исследовательская деятельность  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе

Эффективно решать поставленные задачи помогают элементы современных технологий:

  • личностно-ориентированное развивающее обучение;

  • проектно-исследовательская технология;

  • технология коллективно-познавательной деятельности;

  • технология проблемного обучения.

И как инструмент деятельности учителя и ученика – информационно-коммуникационные технологии.

     Удовлетворять запрос ребёнка, «работать» на его ИНТЕРЕС и УСПЕХ считаю главным в своей работе.

     Как почувствовать «вкус» родного слова? Как полюбить его? Как реализовать ребёнку собственный творческий потенциал? Можно ли сделать так, чтобы дети в стенах школы встречались с ощущением праздника, ощущением победы над самим собой - собственным творческим вдохновением?

     Можно. Если продумать систему заданий на уроке и систему уроков в целом.

      С   чего начать? Предлагаю - с интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос.

     Уверена: именно интрига приводит кситуации затруднения.

«Трудности» у моих учеников начинаются с первой минуты урока после таких заданий, как:

·        различные виды диктантов-пятиминуток (творческий, «немой», графический, «Цветная палитра», цифровой);

·         лингвистическая игра «Футбол» (класс выступает в роли команды и задаёт вопросы вратарю- «отвечающему»);

·        игра «Найди лишнее» (ребёнок должен научиться находить лишнее слово, обобщать и объяснять его);

·        задание «Угадай слово по морфемам»;

·        задания «Составь кроссворд по теме…», «Придумай вопросы к викторине по теме…», «Составь рассказ по пословице, фразеологизму…», «Нарисуй фразеологизм» и т.п.;

·        создание лингвистической сказки или миниатюры;

·        на уроках развития речи  и уроках литературы – задание «Напиши сказку наоборот», допиши рассказ, сказку, басню и т.п. по заданному началу или с заданной концовкой, моралью и др.;

·        использование приёма стилизации, подражания гению (сб. «По следам древних мифов…», «Мы сочиняем басни», «Поучение будущим гимназистам», «Из того ли из города из Борисоглебска слышен былинный напев…» и др.);

·        задание «О теории с любовью» (сб. «О рифме»).

     Не стараюсь самостоятельно озвучивать тему урока, ставить перед детьми его цель и задачи. Мои ученики уже хорошо знают, что это – и их право, что я им полностью доверяет. И, поверьте, дети в формулировке названия собственной деятельности, оценке её результатов ещё ни разу не ошиблись.

     А когда до конца урока остаётся несколько минут, в классе обязательно поднимаются руки желающих «подвести черту» и ответить на вопросы: «Что сегодня на уроке нам удалось сделать?», «Что не получилось и по каким причинам?», «Как можно оценить работу класса, а как – собственную деятельность?»

     Ожидаемый результат в итоге устраивает всех. Это и:

·        участие и победы гимназистов в детских творческих конкурсах, предметных олимпиадах («Адрес детств – Воронежский край», «Моя малая родина» и др.);

·        участие и призовые места в ежегодной гимназической неделе науки;

·        публикация творческих работ учащихся в средствах массовой информации («Борисоглебский вестник», «Сударыня»), а также в школьной газете «Гимназичка» и ежегодном сборнике «От интереса к успеху»;

·        высокий уровень сформированности компетенций, высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе (от 75% до 100%).

    Одним из приоритетов современного обучения является предоставление каждому ребёнку права выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки способствуют этому.

     Гимназисты с удовольствием осваивают содержание программ элективных курсов «Сочинение для жизни», «Родной язык в реке времени», «Информационные технологии на уроках русского языка», «Культура речи и нормы языка».

На занятиях элективных курсов воспитываю устойчивый интерес учащихся к русскому языку, развиваю творческую инициативу через проектно-исследовательскую деятельность. (Приложение №1, стр.9)

       Внеклассная работа как составляющая образовательного процесса является источником многообразных впечатлений – от встреч с интересными людьми до продукта собственного творчества. Движущей силой внеурочной деятельности является по-прежнему интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование предметных компетенций, то внеклассная работа, на мой взгляд, импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора, способов творческого самовыражения, атмосферой сотрудничества и сотворчества.

      Ничто так «не работает» на индивидуальный образовательный маршрут ребёнка в системе внеклассной работы, как тьюторское (индивидуальное) сопровождение ученика. Программа тьюторского сопровождения «Развитие навыков текстологического анализа учащихся через словотворчество» предполагает работу с учащимися 5-9-х классов, проявляющими интерес к предметам русский язык и литература.

       Цель тьюторского сопровождения  – создать условия для удовлетворения образовательных запросов и интересов ученика, помочь каждому ребёнку в самоопределении, понимании собственных возможностей, видении своего творческого потенциала, построении собственного продвижения к успеху.

     Программа данного курса включает два раздела: «Текстоведение» и «Литературное творчество учащихся», - каждый из которых подразумевает не только углублённое изучение предмета, но и умение решать нестандартные лингвистические и литературоведческие задачи, пользоваться дополнительной справочной литературой, готовить тематические проекты, доклады, рефераты, творческие сборники и альманахи. (Приложение №2, стр.10)

      Сегодня каждый педагог в ответе за качество образовательных достижений своего ученика, за то, чтобы он состоялся как личность, смог адаптироваться к активно меняющимся социально-экономическим условиям современного общества. Решая современные образовательные задачи, каждый учитель ищет свой путь, создаёт свою педагогическую систему.

Мой путь  - это путь сотрудничества взрослого и школьника, совместная творческая деятельность. Учу  «творить – значит выражать то,  что есть в тебе».

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz