К образовательным достижениям ученика - через развитие его творческих способностей
Творить – значит выражать то,
что есть в тебе.
Анри Матисс
Современная парадигма образования, определённая Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», базируется на признании значимости личностных ценностей, формировании и развитии ключевых образовательных компетенций и компетентностей, воспитании таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед учителем-предметником встаёт закономерный вопрос: «Как учить детей, чтобы обеспечить решение стоящих перед школьным образованием задач?»
Я, конечно же, задаю его и себе. Ответ получается неоднозначным, но ясно одно: учитель должен стать сегодня педагогом широкого профиля – проектировщиком разнообразных методов и приёмов, способным оказать педагогическую поддержку каждому ученику в соответствии с его образовательными способностями и потребностями, уметь проводить корректную диагностику, находить верное решение проблемной педагогической ситуации.
Опираясь на имеющийся положительный опыт работы по теме «К образовательным достижениям ученика - через развитие его творческих способностей при изучении русского языка и литературы», - ставлю перед собой конкретную цель: создать условия для достижения образовательного результата через развитие творческих способностей ученика, воспитание устойчивого интереса к учению.
Определяюцелевые ориентиры концепции:
● обеспечение доступности и качества образовательных услуг в соответствии с потребностями и возможностями каждого обучающегося через творческую интеграцию усилий педагога и ученика;
● повышение качества образования за счёт разработки единой логики построения образовательного процесса (учебной и внеучебной деятельности), ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся;
● внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения и воспитания, способствующих развитию творческой самостоятельности ребёнка, устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;
● создание образовательной среды, развивающей личность конкурентоспособного выпускника, обладающего высоким уровнем общей культуры, креативностью, потребностью в перманентном (непрерывном) образовании.
Исходя из целевых ориентиров концепции, ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
● формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет компетенции личностного самосовершенствования;
● реализовывать идею непрерывного обогащения духовной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания основного и дополнительного образования;
● развивать творческую инициативу ученика;
● воспитывать уверенность в себе, потребность осознавать, что путь к
успешной будущей профессиональной деятельности лежит через творческое начало.
Основываюсь на такихпринципах построения творческого образовательного пространства, как:
● принцип индивидуально-личностного подхода;
● принципы культуросообразности и природосообразности;
● принцип успешности ребёнка;
● принцип творческого союза «учитель - ученик»;
● принцип гуманизации и гуманитаризации образования.
Вышеназванные принципы – принципы гуманистической педагогики. Они позволяют создавать необходимые условия для личностного развития ребёнка, повышения качества его образовательных достижений, самореализации и самосовершенствования, а в дальнейшем - успешной социализации личности в современном обществе.
Определяю основные приоритеты педагогической деятельности:
● реализация компетентностного подхода к обучению, воспитанию и развитию учащихся через творческую деятельность;
● повышение мотивации образовательной деятельности.
Ещё раз осмысливаю понятия «ТВОРЧЕСТВО», «ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»!
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность развивает способности вообще, а тем более творческие. На мой взгляд, развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности.
Таким образом, основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного (познавательного) содержания в эмоциональное.
Разрабатываю этапы формирования и развития творческих способностей:
На этапах формирования и развития творческих способностей ученика обеспечиваю условия стимулирования познавательной потребности как основы развития его способностей:
- создание у ребенка высокой самооценки, "вкуса успеха", уверенности в своих силах;
- создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, радостного отношения к познанию, положительных эмоций;
- соблюдение принципа "права на ошибку";
- учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой "портфель" достижений);
- учет динамики успехов каждого ученика;
- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.
На уроках русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся используюследующие методы и приёмы обучения:
· Метод «открытий».
Творческая деятельность порождает новую идею – открытие
· Метод привлечения жизненного опыта детей.
В решении различных творческих проблем жизненный опыт учащихся играет важную роль
· Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных
· Метод свободы в системе ограничений.
С одной стороны, постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять инструкции
· Метод диалогичности.
Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим
· Метод сравнений.
Путь активизации творческого мышления. На уроках рассматриваем многовариантные возможности решения одной и той же задачи
· Метод «погружения». Погружение” предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки "основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы
· Метод исследования.
Исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе
Эффективно решать поставленные задачи помогают элементы современных технологий:
-
личностно-ориентированное развивающее обучение;
-
проектно-исследовательская технология;
-
технология коллективно-познавательной деятельности;
-
технология проблемного обучения.
И как инструмент деятельности учителя и ученика – информационно-коммуникационные технологии.
Удовлетворять запрос ребёнка, «работать» на его ИНТЕРЕС и УСПЕХ считаю главным в своей работе.
Как почувствовать «вкус» родного слова? Как полюбить его? Как реализовать ребёнку собственный творческий потенциал? Можно ли сделать так, чтобы дети в стенах школы встречались с ощущением праздника, ощущением победы над самим собой - собственным творческим вдохновением?
Можно. Если продумать систему заданий на уроке и систему уроков в целом.
С чего начать? Предлагаю - с интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос.
Уверена: именно интрига приводит кситуации затруднения.
«Трудности» у моих учеников начинаются с первой минуты урока после таких заданий, как:
· различные виды диктантов-пятиминуток (творческий, «немой», графический, «Цветная палитра», цифровой);
· лингвистическая игра «Футбол» (класс выступает в роли команды и задаёт вопросы вратарю- «отвечающему»);
· игра «Найди лишнее» (ребёнок должен научиться находить лишнее слово, обобщать и объяснять его);
· задание «Угадай слово по морфемам»;
· задания «Составь кроссворд по теме…», «Придумай вопросы к викторине по теме…», «Составь рассказ по пословице, фразеологизму…», «Нарисуй фразеологизм» и т.п.;
· создание лингвистической сказки или миниатюры;
· на уроках развития речи и уроках литературы – задание «Напиши сказку наоборот», допиши рассказ, сказку, басню и т.п. по заданному началу или с заданной концовкой, моралью и др.;
· использование приёма стилизации, подражания гению (сб. «По следам древних мифов…», «Мы сочиняем басни», «Поучение будущим гимназистам», «Из того ли из города из Борисоглебска слышен былинный напев…» и др.);
· задание «О теории с любовью» (сб. «О рифме»).
Не стараюсь самостоятельно озвучивать тему урока, ставить перед детьми его цель и задачи. Мои ученики уже хорошо знают, что это – и их право, что я им полностью доверяет. И, поверьте, дети в формулировке названия собственной деятельности, оценке её результатов ещё ни разу не ошиблись.
А когда до конца урока остаётся несколько минут, в классе обязательно поднимаются руки желающих «подвести черту» и ответить на вопросы: «Что сегодня на уроке нам удалось сделать?», «Что не получилось и по каким причинам?», «Как можно оценить работу класса, а как – собственную деятельность?»
Ожидаемый результат в итоге устраивает всех. Это и:
· участие и победы гимназистов в детских творческих конкурсах, предметных олимпиадах («Адрес детств – Воронежский край», «Моя малая родина» и др.);
· участие и призовые места в ежегодной гимназической неделе науки;
· публикация творческих работ учащихся в средствах массовой информации («Борисоглебский вестник», «Сударыня»), а также в школьной газете «Гимназичка» и ежегодном сборнике «От интереса к успеху»;
· высокий уровень сформированности компетенций, высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе (от 75% до 100%).
Одним из приоритетов современного обучения является предоставление каждому ребёнку права выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки способствуют этому.
Гимназисты с удовольствием осваивают содержание программ элективных курсов «Сочинение для жизни», «Родной язык в реке времени», «Информационные технологии на уроках русского языка», «Культура речи и нормы языка».
На занятиях элективных курсов воспитываю устойчивый интерес учащихся к русскому языку, развиваю творческую инициативу через проектно-исследовательскую деятельность. (Приложение №1, стр.9)
Внеклассная работа как составляющая образовательного процесса является источником многообразных впечатлений – от встреч с интересными людьми до продукта собственного творчества. Движущей силой внеурочной деятельности является по-прежнему интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование предметных компетенций, то внеклассная работа, на мой взгляд, импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора, способов творческого самовыражения, атмосферой сотрудничества и сотворчества.
Ничто так «не работает» на индивидуальный образовательный маршрут ребёнка в системе внеклассной работы, как тьюторское (индивидуальное) сопровождение ученика. Программа тьюторского сопровождения «Развитие навыков текстологического анализа учащихся через словотворчество» предполагает работу с учащимися 5-9-х классов, проявляющими интерес к предметам русский язык и литература.
Цель тьюторского сопровождения – создать условия для удовлетворения образовательных запросов и интересов ученика, помочь каждому ребёнку в самоопределении, понимании собственных возможностей, видении своего творческого потенциала, построении собственного продвижения к успеху.
Программа данного курса включает два раздела: «Текстоведение» и «Литературное творчество учащихся», - каждый из которых подразумевает не только углублённое изучение предмета, но и умение решать нестандартные лингвистические и литературоведческие задачи, пользоваться дополнительной справочной литературой, готовить тематические проекты, доклады, рефераты, творческие сборники и альманахи. (Приложение №2, стр.10)
Сегодня каждый педагог в ответе за качество образовательных достижений своего ученика, за то, чтобы он состоялся как личность, смог адаптироваться к активно меняющимся социально-экономическим условиям современного общества. Решая современные образовательные задачи, каждый учитель ищет свой путь, создаёт свою педагогическую систему.
Мой путь - это путь сотрудничества взрослого и школьника, совместная творческая деятельность. Учу «творить – значит выражать то, что есть в тебе».
|