Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение неурочных учебных занятий. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Под неурочными учебными занятиями понимаются те учебные часы, которые отданы на реализацию основного содержания образования по предмету, но проводятся не в форме уроков.
Неурочные (нетрадиционные) учебные занятия - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Признаки нетрадиционного занятия:
- присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок;
- кроме программного, используется и внепрограммный материал;
- организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной;
- занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления;
- в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование;
- дает возможность обучающимся раскрыться с новых сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска;
- требует серьезной предварительной подготовки.
Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нетрадиционными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков неурочное учебное занятие всегда будет являться выигрышным, т. к. в него можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы обучающихся.
Творческие принципы нетрадиционных учебных занятий:
- в организации их нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
- необходимо максимально вовлечь учащихся класса (группы) в активную деятельность на неучебном занятии;
- основой эмоционального тона на занятии должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
- важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
- нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
- педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
- необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
- форм неурочных учебных занятий много.
Нетрадиционные учебные занятия используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на занятии.
Нетрадиционные учебные занятия дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Нетрадиционные учебные занятия содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Для учащихся нетрадиционные учебные занятия - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные учебные занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Сама организация неурочного учебного занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.
В процессе проведения нетрадиционного учебного занятия складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения учебного занятия, чем оживляется мысль.
Неурочные учебные занятия можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Нетрадиционные учебные занятия - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.
Обучающиеся положительно относятся к неурочным учебным занятиям, приветствуют их. Им интересно, нравится заниматься, дети работают с удовольствием и желанием, проявляют любопытство. С радостью воспринимают задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. На вопрос "Какова активность учащихся на таких занятиях?" - 95 % учителей указывает, что "очень высокая", "высокая", "повышается", "продуктивная". И только 5 % - «различная»
Нетрадиционные учебные занятия очень эффективны, на них повышается качество знаний, они пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление младшего школьника быть собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнить задания, развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается воля, дисциплина, характер, и формируются нравственные качества личности; возрастает объём запоминаемого, знания учащихся конкретизируются, приобретают глубину, повышается интерес к предмету, развивается произвольное внимание. На таких занятиях, слабые учащиеся чувствуют себя увереннее.
На неурочных учебных занятиях развиваются психические познавательные процессы, совершенствуется эмоционально - волевая сфера; большинство учителей используют нетрадиционные формы уроков в своей педагогической практике и считают их необходимой формой организации обучения.
Но даже в использовании нетрадиционных учебных занятий нужны соблюдения педагогических принципов системности и последовательности.
Неурочное учебное занятие - это занятие, которое характеризуется нестандартным подходом:
-к отбору содержания учебного материала;
- к сочетанию методов обучения;
- к внешнему оформлению.
Опыт показывает, что нетрадиционные учебные занятия вызывают большой интерес у учащихся. Каким способом можно заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Словесные просьбы и убеждения также не всегда могут активизировать мысль ученика. На помощь здесь приходит игра. А любой неурочное учебное занятие - это и есть игра, только игра "большая, на весь урок", со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей.. Какое удовольствие доставляет детям "путешествие" к далекой планете на уроке природоведения, "посещение" циркового представления на уроке математики, проведение игры "Счастливый случай" или "Поле чудес" прямо как в телевизоре, со всеми "их" правилами!
Возможности неурочных учебных занятий велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать цели и задачи обучения.
Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных учебных занятий возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения приобретения новых знаний, так и на этапе формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на этапе повторения, контроля.
К нетрадиционным учебным занятиям относятся: ролевые игры; спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; фантазирования; игра; деловая игра; зачет; взаимообучения; путешествие; круглый стол или конференция; состязание; пресс-конференция; соревнование; диалог; КВН; мозговая атака; викторина; брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; диспут; моделирование мышления учащихся; турнир; ролевая деловая игра; лекция; игра "Волшебный конверт"; конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог и др.
Исследования показали, что все педагоги, независимо от стажа работы , используют в своей педагогической практике нетрадиционные учебные занятия. В основном ими проводятся: путешествия, уроки-сказки, разнообразные игры, соревнования, КВН, зачёты, диспуты, эстафеты, уроки исследования новых знаний.
В подготовке неурочного учебного занятия принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком занятии отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного занятия и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры , чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать нетрадиционное занятие радостным и интересным, учитель планирует, строит его в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и от импровизации. Нетрадиционные формы зависят и от специфики предмета.