Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 197
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

«Индивидуализация содержания обучения в рамках ППП"

 

  Наша группа, готовясь к педсовету «ППП и профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения», ещё раз осмыслила термин «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ», и мы рады тому, что уже можем поделиться своим опытом работы в данном направлении.

 

Индивидуализация обучения основана, конечно же, на индивидуальном подходе.

 

Важно  содержательно различать широко известный и принятый всеми в педагогике так называемый "индивидуальный подход" и "процесс индивидуализации".

 

Разработанный в обучении индивидуальный подход сводится в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых, к педагогической коррекции через специальную организацию учебного материала; главная цель индивидуального подхода в обучении – подтягивание всех к общему знаменателю. В данном случае индивидуальный подход является лишь одним из средств для достижения цели – социализации подрастающего поколения.

 

Совсем другая ситуация складывается, когда образование понимается как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью.

 

В этом случае ставится более широкая задача – "вывести" ученика в процесс образования как управления своей собственной образовательной траекторией, помочь ребенку нарабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной программы. Такое понимание образования задает и поддерживает другую целевую ориентацию в педагогике – процесс индивидуализации.

 

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

 

 
Индивидуальный подход необходим по двум причинам:

 

- он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей;

- без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, т.к. характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

 

Сегодня общепризнанным считается положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно опережать развитие, вести его за собой.

 

 
Осуществляя индивидуальный подход и обучение в зоне ближайшего развития ученика, учителю необходимо знать:

 

- что роисходит в мышлении каждого конкретного ребенка в процессе обучения;

- что именно мы развиваем в ребенке, на что ориентируемся в его интеллектуале, что конкретно изменяем в нем.

Признание идеи неповторимости и индивидуальности каждой личности побуждает педагога к поиску таких технологий, методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа.

Неслучайно в современной педагогике индивидуализация названа одной из ведущих стратегий обучения одаренных детей, «одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных» (А.И. Савенков).

Технологию индивидуализации, являющуюся одной из технологий личностно-ориентированного образования, не следует воспринимать как «технологию обучения», речь идет о «педагогической технологии», выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка.

 

«Технологическая цепочка» здесь выглядит следующим образом:

 

 
1. "Выявление субъектного опыта» ребенка

Если главная ценность для педагога сам ребенок, то изначально необходимо признать, что он, этот ребенок, является носителем уникального, неповторимого «субъектного опыта» (термин И.С. Якиманской), и поэтому первый «шаг», который необходимо сделать учителю, — это выявить содержание этого опыта.

 «Выявление субъектного опыта» требует наличия такого фактора, как диалогичность, такого метода, как учебный диалог, в основе которого — согласие, понимание, взаимопонимание, сотрудничество.

 

2. Программа «Развитие
В основе программы «Развитие» — идея педагогической поддержки ребенка, создание условий для «становления самобытного личностного образа» (Е.В. Бондаревская). Неумение педагога вникать в жизненные проблемы детей порождает у учащихся отчуждение от процесса обучения. Технология же поддержки, по мысли Е.В. Бондаревской, помогает ребенку увидеть личностный смысл в образовании и выстроить вместе с наставником индивидуальную программу личностного развития. Одним из ведущих приемов педагогической поддержки в представляемой системе является индивидуальное собеседование.

«Индивидуальное собеседование» — это «пролог» к совместному труду, движению вперед, это начало, предопределенное жизненным опытом ребенка, сложившимся к данному этапу, и взглядом педагога на этот «кристаллизовавшийся опыт» (М. Холодная).

 

3. «Самостоятельность»

 

Под термином «самостоятельность» здесь подразумевается создание таких условий («развивающей среды»), которые бы способствовали появлению личностных функций, могли бы «поколебать личностный смысл» (В.В. Сериков), стимулировали выстраивание индивидуальной системы ценностей, своего образа мира в соответствии, в согласовании с общекультурными традициями и ценностями.

Этот основной этап сотрудничества и сотворчества, когда «содержание образования развертывается в контексте культуры учителя и ученика» (Ю.В. Сенько), только тогда будет эффективен, когда процессу «обучения» на смену придет процесс «научения», где предусматривается программа овладения способами деятельности, развития мнемических способностей.

Один из главных аспектов научения, по мысли В.Д. Шадрикова, — развитие способностей.

Итак, «поэтапное научение» есть один из элементов «развивающей среды», способствующей поиску ребенком «самого себя». И здесь важно, чтобы ученик почувствовал, что учитель заинтересован в этом «поиске», он — «помощник», побуждающий к проявлению индивидуальности, он — наставник, оказывающий педагогическую поддержку, он — тот человек, который проявит необычайную радость, когда успех будет достигнут.

 

4 "Создание ситуации успеха»

 

Создание ситуации успеха — это итог определенного пути, когда приложено немало усилий педагога и ученика, и наступил тот момент, когда в полной мере проявилось «желаемое», то особенное, неповторимое, индивидуальное, которое было незнакомо даже самому ребенку. Именно в этот момент важно создать яркий и запоминающийся «образ успеха», к которому необходимо будет не раз памятью возвращать ребенка, чтобы он эмоционально пережил мгновение, когда он «приподнялся над самим собой», почувствовал себя «другим». Предсказать, когда, в какой момент это произойдет, достаточно сложно. Как сложно и почти невыполнимо возложить учителю право на самого себя создать подобную ситуацию. Толчком к самораскрытию, к самодвижению может стать «другое сознание», и задача педагога — создать максимально широкий диапазон «встреч», разнообразное окружение, как в шкале видов деятельности, так и в плане возможного общения с интересными, яркими, творческими людьми. Подобный путь еще раз убеждает ребенка, что педагог не «над ним», а «рядом с ним», ибо в «развивающей среде» «нуждаются» и взрослые, и дети.

 «Ситуация успеха» — это не просто похвала учителем ученика, это момент «встречи» «себя самого сегодняшнего» с собой «возможным завтрашним» благодаря созданной педагогом «развивающей среде».

Итог данного этапа — самоопределение и самореализация ученика, когда ребенок выстраивает уже сам определенную стратегию своего поведения, жизнедеятельности, творчества сообразно своим ценностям.

 

5 "Рефлексивный анализ — самоанализ»

 

Самоопределение личности происходит в культуре.

«Рефлексивный анализ позволяет отслеживать, «что личность берет себе» из сознательного, духовного опыта, какие ценности становятся для нее личностно значимыми. Ориентация на «воспитание человека культуры» (Е.В. Бондаревская) предполагает помощь педагога в выборе и выстраивании системы ценностей в такой тональности, когда ребенок должен находиться в состоянии осмысления своего опыта, самоанализа этапов своего развития.

 

6. "Самообразование»

 

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что под самообразованием здесь понимается не столько способность самостоятельно обучаться вне контроля учителя, сколько способность быть «творцом своей жизни», здесь самообразование рядом с таким понятием, как «самостроительство», бесконечное выстраивание и совершенствование своего «образа».

Самообразование сродни творчеству, когда личность «выходит за пределы заданного, что и позволяет увидеть «непредвиденное» (Д.Б. Богоявленская).

 

В продолжение последних 5 лет в гимназии активно осуществляется предпрофильная и профильная подготовка учащихся. Ведутся элективные предметы и элективные курсы, позволяющие школьнику, скорее, определиться не с выбором дальнейшей профессии ( в 7 – 8 классе это сделать ещё довольно трудно), а самоопределиться с выбором профиля. Этому способствует широкий выбор предметов и курсов, предлагаемых ежегодно в гимназии старшеклассникам.

В частности, мною в течение последних 3-х лет было предложено вниманию 8-ми и 9-тиклассников 4 электива : «Сочинения для жизни», «Информационные технологии на уроках русского языка», «Культура речи и нормы языка», «Родной язык в реке времени», - профиль которых легко определяем,  исходя из самих названий.

 

Каким же образом я и мои коллеги на практике осуществляют индивидуализацию содержания обучения в рамках ППП?

 

Прежде всего, через современные технологии: блочно-модульную систему, проблемное обучение, систему адаптивного обучения, игровые технологии, технологию проектного обучения, проектно-исследовательскую технологию;

- через современные формы и методы работы: работу в малых группах,  индивидуальную работу, различные тренинги, эвристические беседы, «круглые столы» и т.п.;

- и, самое главное, через свободу ребёнка в выборе курса, темы и вида собственной творческой и исследовательской работы.

 

И как результат осуществления индивидуализации обучения - подготовленные детьми в рамках элективных курсов и представленные на сегодняшней методической выставке проекты.

 

   Сказать, что, спустя 3 года, проблем и вопросов в подготовке и ведении элективных курсов становится меньше – значит слукавить. Нелегко перестроиться быстро и оперативно на современные и педагогические технологии, без которых ППП просто невозможна. Постоянное «чувство методического голода» также требует определённых педагогических усилий.

Категория: Мои статьи | Добавил: ксения (18.05.2010)
Просмотров: 1544 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz