Цель: создать условия для развития практических знаний, умений, навыков, предметных компетенций при изучении нового материала.
Задачи:
·познакомить со словосочетанием как одной из единиц синтаксиса, его ролью в предложении;
·продолжить формирование навыков работы со словом, предложением;
·развивать творческие способности учащихся через «погружение» в слово, работу над мини-проектом;
·развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность;
·воспитывать любовь к слову, русскому языку;
·воспитывать уверенность в себе, самостоятельность.
Методы, приёмы, формы работы: метод «погружения», проблемный метод,метод «открытий», приём сравнения, индивидуальная работа в процессе коллективной, групповая работа.
Оборудование: карточки-задания, презентация «Мост через пропасть», компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Сценарий урока
- Как вы думаете, что значит ПОГРУЗИТЬСЯ В ЯЗЫК?
Сегодня я предлагаю вам совершить погружение в наш язык как в океан с тем, чтобы постичь один из чудныхзаконов его.
- Чудные законы языка… Назовите некоторые из них.
…………..
Сегодня мы с вами совершим новое погружение, чтобы постичь ещё один чудный закон языка.СЛАЙД №2
Но мне хотелось бы, чтобы каждый из вас совершил свой путь
от СЛОВА к ПРЕДЛОЖЕНИЮ.
Построил свой «МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ»! СЛАЙД №3
***Для этого каждой группе я предлагаю следующеезадание:
Попробуйте себя в роли инженеров-строителей и лингвистов одновременно.
Ваш строительный материал – карточки-слова!
Не забывайте о тех знаниях, которые вы уже имеете!
Помните, что ваше умение общаться, слушать друг друга и считаться с мнением друг друга – первые помощники в общем деле!
И, конечно же, прибавьте к этому хорошее настроение и творчество!
Это – проверенный путь к успеху каждого из вас! СЛАЙД №4
Расположите строительный материал по своему усмотрению! Фантазируйте! Удивите самих себя самыми разными предложениями.СЛАЙД №5
- Определите, через что пройдёт ваш путь от слова к предложению, которое должно получиться в итоге.
- Что окажется мостом через пропасть?
……………………….
СЛАЙД №6
- Я вижу, что вы готовы. А теперь защитим свои мини-проекты
……………..
Оказывается, из одного и того же набора слов у васполучились самые разные по смыслу предложения.
- В чём же секрет?
Но при этом каждый из вас выбрал абсолютно верный путь от слова к предложению: ЧЕРЕЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
- Вспомним, какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
………………….
СЛАЙД №7
Синтаксис, как и другие разделы науки о языке, таит в себе огромное количество чудных законов, которые мы с вами будем, я надеюсь, с удовольствием постигать.
Итак, синтаксис изучает СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
С помощью предложения каждый из вас сегодня смог выразить себя, свои мысли, чувства. Проявил себя как личность.
Чтобы овладеть навыком составления предложения, конечно же, нужно быть наблюдательным, внимательным.
СЛАЙД №8, 9
СЛАЙД №10
Постигнув чудные закона синтаксиса, мы с вами сами сможем творить чудеса со словом и предложением, совершенствовать свою речь – и устную, и письменную.
ВЕДЬ грамотная речь является неотъемлемой частью общей культуры человека.