Метапредметный
подход. Что это такое?
Переходим
от теории к практике
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но
в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно
знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому,
что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой
связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с
введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве
нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам
обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
Разобраться в этом мы
попытались на «круглом столе» ,
виртуальными участниками которого стали:
•
Ирина
ДИМОВА, первый заместитель главного
редактора «Учительской Газеты»;
•
Нина
ГРОМЫКО, заместитель директора Института инновационных стратегий развития
общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат
философских наук;
•
Игорь
ЧАУСОВ, преподаватель метапредмета «Знание» в естественно-научных
дисциплинах в средней школе №1314
города Москвы, студент Московской государственной академии тонкой
химической технологии им. Ломоносова;
•
Юрий
СЕРГЕЕВ, преподаватель метапредмета «Проблема» в гуманитарных дисциплинах
в средней школе №1314, научный сотрудник Института инновационных стратегий
развития общего образования при Департаменте образования города Москвы;
•
Степан
КАНОВ, учитель математики и метапредмета «Задача» московской школы №1314, научный сотрудник
Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте
образования города Москвы;
•
Алина
МАРКОВА, преподаватель метапредмета «Знак» в школе №1314 города Москвы,
Московская госакадемия тонкой химической технологии;
•
Ольга
ГЛАЗУНОВА, заместитель директора НИИ ИСРОО, кандидат психологических наук .
В
текст новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные
умения», «полипредметные умения».
Как со всем этим разобраться?
-
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую
популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу
новых стандартов. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный
подход станет понятным для массового учителя. Если учитель двигается только в
рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности
перспективного развития в новом, ХХI
веке.
Какие
рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те
основные точки приложения сил, в которых ожидаются «прорывные» результаты?
Поскольку
эта технология прорывная, модернизационная, то она трудна: приходится ломать
привычные рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же
экспериментальной установкой, как большой адронный коллайдер. Метапредметные
технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип
сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных
ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и
ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что
на метапредметах и учебных занятиях с
использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя
и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность
ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два
типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом,
метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению
производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того,
включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных
способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его
личностного роста.
Может
быть, метапредметный подход в изучении отд.предметов ближе профильному образованию?
Не значит ли это, что будут сворачиваться базовые знания по различным
предметам, что из школьного расписания исчезнут, к примеру, физика, математика
или история?
-
Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование.
Он впервые делает возможным освоением в предметных областях того, что в
принципе недоступно и невозможно, как, к примеру, спинтроника. Мы просто переорганизуем предметный
материал, усиливая все то, что хранит предметная форма образования.
Не станут ли метапредметы поводом для
беспокойства родителей и детей? Мол, перегрузка!
-
Здесь как раз и возникает вопрос, связанный с интеграцией, но не по типу
ассоциативного наталкивания материала и соединения пения с чтением. А за счет
того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии
познания.
-
Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем
многократное.
У
молодого человека должно быть сформировано политическое и гражданское сознание,
умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях. Готовы ли современные социальные институты к
этому?
Традиционные
институты воспитания, которые были действенными в СССР, сегодня не работают,
прежде всего потому, что они идеологизированы. Поэтому необходимо создавать
новые.
.
Формирование российской идентичности очень сложная проблема. Все наши базовые
ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно
вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Задача
учителя - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской
цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема»,
используя литературу, историю, в целом русскую культуру. Необходимо формировать
на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник
должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение.
Историю нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его
исторического и национального самоопределения.
Метапредметные
технологии на уроках литературы?
-
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую
связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному
школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя
выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где
даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое
настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению,
изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных
особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке
литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять
основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Войни
и мира» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде
всего о смысле жизни, о любви, свободе,
ответственности.
И все-таки что же является результатом
метапредметного обучения?
-
Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт
его познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не
как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке
развивающейся.
- Удобнее и правильнее рассматривать в
качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых
способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять
результаты обучения в любых образовательных системах.
Сколько нужно педагогу времени на то, чтобы освоить метапредметные
технологии?
-
Всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии, в этом нет никакого
сомнения.
Разным
педагогам от 3 до 5 лет. Принижать сложность нельзя, но и говорить, что это
совершенно невозможно, тоже неправильно. Метапредметные технологии позволяют
педагогу критически осмыслить проблемы, которые он у детей фиксирует. Еще одна
важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение,
которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога изменение
в собственном мировоззрении? Он вдруг начинает понимать, что есть не просто
успевающие или не успевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты
связаны с его собственным незнанием некоторых культурных способов, с
невозможностью выделить, как он ими пользуется
-
Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и
профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые
возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением
смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме
того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть
детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться.
Приходят благодарные родители. Это происходит за счет того, что этим ребятам
необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это
реальная возможность повысить качество образования. Хорошо, когда есть
возможность работы межшкольных групп в этом направлении, но эта работа трудная,
она должна быть поддержана. Чтобы в среднесрочной перспективе мы получили
проработку всех предметных действительностей с точки зрения метапредметных
технологий, безусловно, необходимы деньги.
Парадоксы современного состояния
отечественного образования?
-
Парадокс в том, что на разработку стандартов были выделены огромные деньги. И
эти самые стандарты на самом деле не дают учителю реального инструмента. Они
лишь устанавливают некие рамки, определенную идеологию.
Главные
особенности метапредметов
Метапредмет
выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве
таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема,
задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный
метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы
нового типа – метапредметы.
Необходимо
очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это
и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных
единиц содержания.
Ориентация
на развитие у школьников базовых способностей.
Многообразие
методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на
уроке.
|