Организация
проектной и исследовательской деятельности обучающихся как основа реализации системно-деятельностного
подхода при реализации ФГОС ООО нового поколения
Не
существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя
бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.
Колмогоров
Уважаемые коллеги!
(...)
На
основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это
ключевые компетентности, формирование которых в условиях предпрофильного и
профильного обучения требует особого методического сопровождения.
***
В
гимназии уже имеется опыт такого сопровождения, которое осуществляется в рамках
реализации курса «Индивидуальная исследовательская деятельность». В школе
существует организационная структура, накапливающая и хранящая информационные
ресурсы и оказывающая информационные услуги; разработана и функционирует
система оценки качества информационной среды ОУ, которая является составной
частью процесса управления качеством образования; информационная среда
интегрирована с региональными, российскими ресурсами для обеспечения учебного
процесса и повышения квалификации преподавателей.
Проектно-исследовательская
деятельность успешно применяется в рамках предпрофильной и профильной
пожготовки ( например, элективные курсы «Родной язык в реке времени», «Откуда
вы приходите, слова?», «Сочинение для жизни» и др.). Содержание перечисленных
выше курсов основано на формировании проектно-исследовательской компетентности,
которая содержит в себе умения — выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать
деятельность, формулировать цель, осуществлять сбор и анализ информации,
выполнять эксперимент, представлять результаты, осуществлять рефлЕксию.
Целевыми
ориентациями элективных курсов являются обучение применению на практике
проектных и исследовательских умений, включение учеников в проектирование
изучения актуальных вопросов через самостоятельное проведение исследования;
обеспЕчение условий для приобретения дополнительных знаний по предмету, а также
формирование информационной компетентности.
Данные
курсы основаны на индивидуальном или групповом выполнении исследовательских
проектов по самостоятельно выбранной (или даже самостоятельно обучающимся
предложенной) тематике.
Данная
форма работы позволяет формировать у обучающихся умения, необходимые для осуществления
проектной деятельности, дает возможность применять их на практике, тем самым
формирует у школьников ключевые компетентности.
При
правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам
проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках
внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть
знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать
полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.
Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности
побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать
информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного
обмена информацией.
Этапы организации проектной и
исследовательской деятельности обучающихся
На
первом этапе предполагается организация массовой учебно-исследовательской
работы учащихся 7-11-х классов, внедрение в учебный процесс системы
дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное
обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским
навыкам.
Следующий
этап — распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней
школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и
скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный
для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и
творческую интерпретацию. Темы для проектных, исследовательских работ
подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются
три важных критерия;
1)
конкретность темы и получаемых результатов;
2)
витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта);
3)
возможность представления результата в самых различных формах (научный либо
художественный текст, визуальный образ, музыкальный пассаж, видеосюжет,
инсценировка, игра и т.д.).
Таким
образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством
«мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые
смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся
и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской
деятельности. Научно-исследовательская
деятельность — форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под
руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно
малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не
планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в
развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).
Одним
из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их
проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного
творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия
самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим
продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования,
привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная
трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектную часть должна
быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его
ровесников и всего школьного сообщества. Например, учащиеся гуманитарного
профиля за 2011- 2012 гг. подготовили и успешно защитили целый ряд интересных
работ по литературе, содержащих самостоятельные культурно-образовательные
инициативы. Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности
реализуется и в других формах: результатом работы проблемной группы или
творческой студии могут быть тематические номера школьной газеты, сборники
первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов,
разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д.
Центральным
моментом всей этой деятельности является оптимизация образовательной программы
школы как средства для получения нового результата — ключевых компетентностей
выпускника. Возможность признания и самореализации может быть обеспечена
финансовой поддержкой лучших проектов. Одновременно работа в проектных группах
является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного
духа, а, следовательно, коммуникативной компетентности
Для
успешной реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО
нового поколения педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
·
Педагог должен сам быть творческой личностью
·
Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
·
Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь
собственное стремление к исследовательской деятельности
·
Должен уметь прогнозировать перспективу собственной
деятельности, так и деятельности обучающегося
·
Должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися,
уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной
области.
Уважаемые коллеги,
спасибо за внимание! Успехов в новом
учебном году!
P.S. В подборе материала к выступлению были мною активно использоваы Интернет-ресурсы. Огромное спасибо за "интерактивную" помощь моим коллегам!
|