Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 190
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности организации деятельности образовательного учреждения на этапе введения ФГОС основного общего образования


Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся  как основа реализации системно-деятельностного подхода  при реализации ФГОС ООО нового поколения

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

                                                                       Уважаемые коллеги!

 (...)

 На основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это ключевые компетентности, формирование которых в условиях предпрофильного и профильного обучения требует особого методического сопровождения.

 ***

В гимназии уже имеется опыт такого сопровождения, которое осуществляется в рамках реализации курса «Индивидуальная исследовательская деятельность». В школе существует организационная структура, накапливающая и хранящая информационные ресурсы и оказывающая информационные услуги; разработана и функционирует система оценки качества информационной среды ОУ, которая является составной частью процесса управления качеством образования; информационная среда интегрирована с региональными, российскими ресурсами для обеспечения учебного процесса и повышения квалификации преподавателей.

 Проектно-исследовательская деятельность успешно применяется в рамках предпрофильной и профильной пожготовки ( например, элективные курсы «Родной язык в реке времени», «Откуда вы приходите, слова?», «Сочинение для жизни» и др.). Содержание перечисленных выше курсов основано на формировании проектно-исследовательской компетентности, которая содержит в себе умения — выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять сбор и анализ информации, выполнять эксперимент, представлять результаты, осуществлять рефлЕксию.

 Целевыми ориентациями элективных курсов являются обучение применению на практике проектных и исследовательских умений, включение учеников в проектирование изучения актуальных вопросов через самостоятельное проведение исследования; обеспЕчение условий для приобретения дополнительных знаний по предмету, а также формирование информационной компетентности.

 Данные курсы основаны на индивидуальном или групповом выполнении исследовательских проектов по самостоятельно выбранной (или даже самостоятельно обучающимся предложенной) тематике.

 Данная форма работы позволяет формировать у обучающихся  умения, необходимые для осуществления проектной деятельности, дает возможность применять их на практике, тем самым формирует у школьников ключевые компетентности.

 При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.

                     Этапы организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

На первом этапе предполагается организация массовой учебно-исследовательской работы учащихся 7-11-х классов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.

 Следующий этап — распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Темы для проектных, исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия;

1) конкретность темы и получаемых результатов;

2) витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта);

3) возможность представления результата в самых различных формах (научный либо художественный текст, визуальный образ, музыкальный пассаж, видеосюжет, инсценировка, игра и т.д.).

 Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность — форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).

 Одним из главных требований к исследовательским работам учащихся становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» в данном случае требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования; творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и так далее. Проектную часть должна быть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества. Например, учащиеся гуманитарного профиля за 2011- 2012 гг. подготовили и успешно защитили целый ряд интересных работ по литературе, содержащих самостоятельные культурно-образовательные инициативы. Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется и в других формах: результатом работы проблемной группы или творческой студии могут быть тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д.

 Центральным моментом всей этой деятельности является оптимизация образовательной программы школы как средства для получения нового результата — ключевых компетентностей выпускника. Возможность признания и самореализации может быть обеспечена финансовой поддержкой лучших проектов. Одновременно работа в проектных группах является стимулом саморазвития, продвижения, сплочения и воспитания командного духа, а, следовательно, коммуникативной компетентности

 Для успешной реализации системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО нового поколения педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

·         Педагог должен сам быть творческой личностью

·         Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

·         Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

·         Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности обучающегося

·         Должен уметь налаживать деловые формы общения с обучающимися, уметь диагностировать творческие способности обучающихся в определенной области.

 Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!    Успехов в новом учебном году!


P.S.    В подборе материала к выступлению были  мною активно использоваы  Интернет-ресурсы. Огромное спасибо за "интерактивную" помощь моим коллегам!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ксения (15.09.2012)
Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz