Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 192
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся
 на уроках русского языка и литературы,
 на индивидуальных занятиях.
2005 – 2006 уч.год 
 
 Фантазия, творческая выдумка, изобретательность детей поистине безграничны. Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, в процесс нахождения истины, заинтересовать его этим процессом – вот задача, которую ставит перед собой современная школа. Поэтому в центре внимания учителей сегодня должны быть такие формы и методы работы, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ребенка возможность самовыражения.
 
За свою шестилетнюю практику работы в школе я убедилась, что дети с разным уровнем знаний, разным уровнем развития мышления и т.д. проявляют полностью себя, свой внутренний мир, свои способности не на обычных стандартных уроках, а на уроках, требующих от них творчества, творческого поиска. (Например, на уроке-викторине «Золотые зерна народной мудрости» пятиклассники в игровой соревновательной форме знакомятся с малыми жанрами УНТ; урок-игра «Интересно жить на свете, если знаешь междометья» дает возможность семиклассникам проявить свои актерские возможности, учит работе в группах, а в результате – усвоение грамматических признаков и особенностей междометия как части речи; урок-путешествие «Путешествие в Страну Русского Языка» как заключительный урок русского языка в 5 классе позволяет учащимся, «останавливаясь» на станциях «Город Алфавит», «Переулок Ударений», «Тупик Ошибок» и т.п., вспомнить и повторить весь теоретический и практический материал, изученный в течение учебного года).
 
На подобных занятиях развитие творческих умений учащихся всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. Готовясь к таким урокам, ребенок находится в состоянии самостоятельного поиска, при этом формируется познавательный интерес, обеспечивается на уроке высокий уровень активности учащихся. На таких занятиях учитель может оптимально сочетать коллективную, групповую, индивидуальную, поисковую деятельность школьников.
 
При проведении стандартных уроков русского языка и литературы я стараюсь как можно чаще применять такие методические приемы, которые заставляют ребенка самостоятельно думать, анализировать, сопоставлять, пытаться выдвигать свои гипотезы, сомневаться. (Например, на уроке литературы в 9 классе на тему «Шинель» Н.В.Гоголя. Повесть о любви?..» в начале занятия ставится проблемный вопрос, обозначенный в самой теме, на который дети смогут правильно ответить в конце урока при условии хорошего знания текста, активной совместной работы на уроке и ,безусловно, исходя из своего жизненного опыта .)
 
Уровень развития творческих способностей у детей ярко проявляется на уроках развития речи тогда, когда дети работают над изложениями, сочинениями разных типов и стилей речи, сочинениями по литературным произведениям, мини-сочинениям, требующими от учащихся выражения собственной точки зрения, проявления своих индивидуальных особенностей, своего собственного взгляда на мир. Особенно это касается тем, связанных с нравственными, моральными, этическими проблемами и вопросами современности, на которые уже пятиклассники пытаются найти ответы.(Например, это такие темы, как «Какие проблемы поднимает автор в произведении? Можно ли считать данное произведение актуальным, современным? Какие мысли и чувства вызвало это произведение? Стихотворение «Железная дорога» Н.А.Некрасова носит подзаголовок «Посвящается детям». Почему?» и т.п.)
 
С детьми, желающими изучать предмет «русский язык» более основательно, проводятся индивидуальные занятия, на которых в ходе исследовательской работы, выполнения заданий занимательного характера (составление и разгадывание тематических кроссвордов, палиндромов, метаграмм и т.п.), посещения лекций учащиеся приобретают навыки сбора, систематизации, обобщения материала, учатся работе с научной литературой, получают углубленные знания по предмету.
 
Результатом развития творческих способностей учащихся становятся их творческие работы: сочинения, собственные стихотворения и рассказы, художественные эскизы, зарисовки .
 
В 2005-2006 уч.г. ученики 5 «Б» класса выпустили три сборника творческих работ: «Мы пишем басни», «Жили-были в 5 «Б» сказочники…», «Очерки. Заметки. Миниатюры». Ученики 8 «А» класса на занятих кружка «Снова в мире слова» завершили исследователькую работу, связанную с изучением языковых особенностей русской фразеологии, и познакомили с полученными результатами гимназистов, выступив с собщениями перед пятиклассниками на «Неделе науки». Девятиклассники, занимаясь по индивидуальному плану с целью повышения уровня подготовки к сдаче выпускного экзамена по русскому языку, показали высокий уровень знаний по данной дисциплине. Ученицы 8 «А» класса Семёнова Н., Калашникова Ел., Кондратьева Кс. заняли, соответственно, 1, 2, 3-е места в школьной олимпиаде по русскому языку среди 9-ых классов. А на городском уровне блестяще подтвердить собственные знания по предмету удалось Калашниковой Елизавете, занявшей первое место на городской олимпиаде по русскому языку среди 9-ых классов.
 
Крылова Эльвира Владимировна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Борисоглебская гимназия №1
 
 
Самоанализ деятельности учителя по результатам работы в 2009–2010 уч.г
 
Знания, умения и навыки учащихся полностью соответствуют требованиям учебных программ. 
 
Для достижения всеми учащимися базового уровня на уроках и во внеурочное время я использовала следующие методы, приемы и формы обучения: репродуктивные, поисковые, частично-поисковые, эвристическая беседа, ролевые игры, метод диалогичности, метод «погружений», проектно-исследовательский метод; индивидуальная, групповая, парная, коллективная, самостоятельная работа и др.
 
Во всех классах осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
 
Систематически велась работа с одаренными детьми. Мною в течение учебного года были разработаны специальные задания, тесты, карточки различного уровня сложности для «слабых» и «сильных» учащихся. Данная работа имела своё продолжение и на тьюторских занятиях с учениками 5 «А», 8 «А» и 9 «Б» классов (выпущены сборники творческих работ учащихся 5 - 9 классов «65-летию Победы посвящается» и «Учусь и Творю, Творю и Учусь»).
 
 На каждом уроке дети получали домашнее задание, которое, как правило, состояло из устных и письменных упражнений как по русскому языку, так и по литературе. Проверка домашней работы осуществлялась по-разному: это и взаимопроверки, и ролевая игра «учитель – ученики», и традиционная форма. Уже несколько лет я использую в качестве проверки учебного материала блиц-опрос учащихся. Требую от учеников систематического выполнения в рабочих тетрадях работы над ошибками.
 
На этапе объяснения нового материала я часто активизировала самостоятельную проработку учащимися учебного материала, прибегая к поисковому, частично-поисковому и проектно-исследовательскому методам. Для каждого класса в течение года были разработаны проверочные работы, тесты, итоговые и срезовые контрольные работы по темам как по русскому языку, так и по литературе.
 
Нередко, особенно во второй ступени обучения, я использовала на уроках приемы занимательности, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Так, в 5 «А» классе на уроках русского языка и литературы практиковала такие формы работы, как викторина, лингвистическая игра, инсценировка, выставка рисунков-иллюстраций к художественным произведениям (в конце учебного года в соавторстве с детьми были оформлены тематические папки «Рисуем сказку» и «В гостях у Андерсена») и др.
 
Систематически использовала на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ.
 
Во многом благодаря индивидуальной работе с учащимися и дифференцированному подходу, некоторые ребята , требующие особого внимания, смогли повысить уровень обученности по русскому языку в течение года. В результате, качество знаний по русскому языку и литературе в 5 «А» классе по итогам 2009 – 2010 уч. г составило 79% и 100% соответственно, в 8 «А» классе – 88% и 100%, в 9 «Б» - 74% и 87%.
 
В январе 2010г я приняла участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2010», по итогам которого стала победителем. В феврале 2010г мной были прослушаны курсы «Мастер-классы для победителей муниципальных конкурсов «Учитель года» в ВОИПКРО, в течение которых я успешно представила идею авторской педагогической концепции, дала мастер-класс на тему «Мозговой штурм» как один из видов коммуникативной атаки». По окончании курсов мне было выдано свидетельство об их успешном окончании и было получено приглашение на участие в III этапе - финале - областного конкурса «Учитель года».
 
 В мае 2010 г я и мои ученики 8 «А» класса приняли активное участие в подготовке к городскому конкурсу литературных композиций, посвящённых 65-летию Победы. Литературно-музыкальная композиция «Нам этот мир завещано беречь» стала лауреатом конкурса.

Учитель русского языка и литературы Крылова Э.В.

Самоанализ деятельности учителя по результатам работы в 2010-2011 уч.г

Знания, умения и навыки учащихся полностью соответствуют требованиям учебных программ.

 Для достижения всеми учащимися базового уровня на уроках и во внеурочное время я использовала следующие методы, приемы и формы обучения: репродуктивные, поисковые, частично-поисковые, эвристическая беседа, ролевые игры, метод диалогичности, метод «погружений», проектно-исследовательский метод; индивидуальная, групповая, парная, коллективная, самостоятельная работа и др.

Во всех классах осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Систематически велась работа с  одаренными детьми. Мною в течение 2010-2011 уч.г были разработаны  специальные задания, тесты, карточки различного уровня сложности для «слабых» и «сильных» учащихся. Данная работа имела своё продолжение и на тьюторских занятиях с учениками 5 «А», 6 «А» и 9 «А» классов (выпущены сборники творческих работ учащихся 5 - 9 классов «Учусь и Творю, Творю и Учусь. Выпуск 2», «Знаете, каким он парнем был?», «В мире загадок», «Мифы о школе», «Из истории числительных», «Летопись моей жизни»). Творческие работы учащихся систематически публиковались в газете «Гимназичка».

На каждом уроке дети получали домашнее задание, которое, как правило, состояло из устных и письменных упражнений  как по русскому языку, так и по литературе. Проверка домашней работы осуществлялась по-разному: это и взаимопроверки, и ролевая игра «учитель – ученики», и традиционная форма. Уже несколько лет я использую в качестве проверки учебного материала блиц-опрос учащихся. Требую от учеников систематического выполнения в рабочих тетрадях работы над ошибками.

На этапе объяснения нового материала я часто активизировала самостоятельную проработку учащимися учебного материала, прибегая к поисковому, частично-поисковому  и проектно-исследовательскому методам.

Для каждого класса в течение 2010-2011 уч.г  были разработаны проверочные работы, тесты, итоговые и срезовые контрольные работы по темам как по русскому языку, так и по литературе.

Нередко, особенно во второй ступени обучения, я использовала на уроках  приемы занимательности, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся. Так, в 5 «А» классе на уроках русского языка и литературы практиковала такие формы работы, как викторина, лингвистическая игра, инсценировка, выставка рисунков-иллюстраций к художественным произведениям.

Систематически использовала на уроках и во внеурочной деятельности  ИКТ.

Во многом благодаря индивидуальной работе с учащимися и дифференцированному подходу,  некоторые ребята (Зуева Т., Кондрашов М., Курбанова А. – 6 «А» класс, Чуканов О., Подколзина Е., Фомина Ж., Дуракова М. - 9 «А» класс) смогли повысить уровень обученности  по русскому языку и литературе во 2 четверти 2010-2011 уч.г.

В результате, качество знаний по русскому языку и литературе в 5 «А» классе по итогам 2010 – 2011 уч. г составило  87% и 100% соответственно, в 6 «А» классе – 72% и 100%, в 9 «А» - 96% и 88%.

По итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе 4 моих ученика стали победителями (Крылова К., 5 «А» - русск., Сердюк А., 9 «А» - русск., Онучина М., 5 «А» - литер-ра, Сотникова В., 6 «А» - литер-ра), и 11 – призёрами (Загинайло А., 5 «А», Онучина М., 5 «А», Федотова С., 6 «А», Звягин М., 6 «А» , Зуев И., 9 «А», Рябова Т., 9 «А» - русский язык; Загинайло А., Крылова К , 5 «А» , Томчина Э., 6 «А», Рябова Т., Фомина Ж., 9 «А» - литература).. Всего 15 призовых мест.

По результатам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников призёром по литературе стала ученица 9 «А» класса Рябова Татьяна.

Копылова М., Фомина Ж., Сердюк А. – ученицы 9 «А» класс были награждены Дипломом  III степени за успешную защиту проекта по теме «Профессии, для которых понятие этикета связано с использованием их функциональных особенностей» на секции русского языка в рамках «Недели науки-2011» (проект был подготовлен в рамках ЭК «Культура речи и нормы языка» рук. Крылова Э.В.). Всего в «Неделе науки-2011» приняли активное участие 25 учеников 5 «А», 6 «А» и 9 «А» классов. Вниманию коллег и гимназистов были предложены следующие проекты: выставка творческих работ учащихся 5-9-ых классов «Учусь и Творю, Творю и Учусь», литературно-музыкальная композиция «Знаете, каким он парнем был?» (посвящёна 50-летию первого полёта человека в космос), выступление группы пятиклассников перед уч-ся начальной школы с проектом «В мире загадок»

В декабре 2010г мной было проведено два мастер-класса для  слушателей КПК, учителей русского языка и литературы Волгоградской и Воронежской обл. на базе Борисоглебского государственного педагогического  института  по проблеме «Инновационные подходы к изучению русского языка и литературы»(Благодарственное письмо и справка ректората БГПИ). В марте 2011г принимала участие в вебинаре «Новый УМК по русскому языку под редакцией Львовых». Подобная форма интернет-общения позволила получить ответы на волнующие вопросы из уст собственно автора нового УМК по русскому языку, работа по которому ведётся с 2008-2009 уч.года.

В течение 2010-2011 уч.г велась активная  научно-методическая работа: выступление на педсовете «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетенции педагогов гимназии по теме «Инновационные методы, приёмы и формы работы…»; работа в составе олимпиадной комиссии по проверке олимпиадных работ учащихся 7-11-ых классов муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературе;выступление на практическо-методическом семинаре по теме «Современное гуманитарное образование: аксиологический аспект» (тема выступления «Сеять разумное, доброе, вечное». К вопросу формирования аксиологических приоритетов гимназистов»;работа в территориальной предметной комиссии по проверке работ выпускников 9-ых классов по русскому языку (изложение, сочинение) в условиях независимого оценивания

 Подготовка к ГИА по русскому языку в условиях независимого оценивания в 9 «А» классе велась с сентября 2010г и началась с с оформления индивидуальной папки ученика-выпускника-2011 «Рабочие материалы для подготовки к успешной сдаче выпускного экзамена по русскому языку в 9 классе».

Материалы данной папки пополнялись в течение всего учебного года и группировались по следующим разделам:

1) Инструкция по проведению экзамена по русскому языку в УНО;

2) Типы заданий части А, В;

3) Приёмы написания сжатого изложения;

4) Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

      а) на лингвистическую тему (С2.1) и

      б) на нравственную тематику (С2.2);

5) Образцы сочинений С2.1 и С2.2;

6) Теория русского языка (обобщающие схемы, таблицы, алгоритмы);

7) Образцы КИМ;

8) Образцы заполнения экзаменационных бланков-ответов 1, 2, 3 (доп.);

9) КИМы для подготовки к ГИА по русскому языку в УНО «ГИА по русскому языку-2011».

Работа  по подготовке к ГИА в I полугодии 2010-2011 уч.г велась в рамках тьютерской работы, во II полугодии - в форме индивидуальных и групповых консультаций в кабинете №11. На занятиях девятиклассники работали с КИМ, тренировались в правильности заполнения экзаменационных бланков, принимали участие в орфографических и пунктуационных тренингах, обобщали с помощью учителя материал, изученный в 5-9 классах по различным разделам языкознания.

Возможности кабинета русского языка и литературы кабинета №11 также позволяли вести систематическую работу по подготовке уч-ся 9 «А» класса к выпускному экзамену по русскому языку. В кабинете «работали» два тематических стенда «Готовимся к ГИА». Учителем были оформлены папки «Готовимся к ГИА по русскому языку», «С2.1», приобретены обновлённые КИМ «ГИА по русскому языку - 2011».

Подготовка к ГИА была предусмотрена также и в системе уроков  русского языка (см.учебно-тематический план).

В декабре  2010г в рамках проведения зимней сессии экзамен по русскому языку проводился в форме, приближенной к форме выпускного экзамена в УНО. Были получены в итоге следующие результаты:

 Кзн – 72% («5» - 9 уч-ся, «4» - 9 уч-ся, «3» - 7 уч-ся)

 Ку – 100%

 Р – 4,1

Анализ ошибок, допущенных учениками 9 «А» класса, позволил учителю скорректировать свою работу по подготовке девятиклассников во II полугодии 2010-2011 уч.г к успешной сдаче выпускного экзамена по русскому языку в УНО.

Результаты итоговой аттестации девятиклассников 2010-2011уч.г порадовали: из 25 выпускников 1 получил отметку «3», 7 – отметку «4», 17 – отметку «5». Таким образом, Кзн – 96%, Ку – 100%,

 Р – 4,6. Таким образом, подтвердили отметку 44% обучающихся, повысили – 52%, понизили – 4%.    

                                                                                                                                                                                                   15 июня 2011г

  Учитель русского языка и литературы                             Крылова Э.В


Поиск
Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz