Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, · раскрытия его индивидуальности и неповторимости, · умения найти себя в обществе И · быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Убеждена, что каждый мой, нет, НАШ УРОК, не должен стать только фактом встречи ребенка с родным языком, с литературой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Считаю важными для себя на сегодня и предлагаю на ваш суд, уважаемые коллеги, три постулата, лежащие в основе современного урока: 1. Урок есть открытие истины, поиск истины - в совместной деятельности детей и учителя. 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. 3. Ученик в качестве субьекта осмысления истины и субьекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Для реализации этих принципов важно продумать «изюминку» урока. Каждый урок, убеждена, должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, а, может быть, и восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Считаю, что именно творческое начало любой деятельности есть залог успеха! И в этом случае экология урока как раз и будет заключаться в создании условий, когда ученику комфортно, · когда созданы условия для ТВОРЧЕСТВА. Известно, что любой процесс мышления, в том числе и творческого, зарождается в ситуации затруднения.
С чего начать? Предлагаю - с интриги. ЛОТ №1: ИНТРИГА как инновационный приём, повышающий мотивацию обучения, побуждающий ученика к новым достижениям! Создание интриги, загадочности ситуации – это создание условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство у школьников. Использование данного приема основано на имеющейся даже у животных реакции на новизну или ориентировочном рефлексе «что такое?». Часто дети приходят на урок русского языка с внутренним настроем что-то писать, т.е. заниматься практической работой, поэтому теоретическая информация воспринимается ими часто с трудом, без особого интереса и внимания. В связи с этим данный прием целесообразно применять, когда учащимся необходимо усвоить теоретические сведения на уроке. Созданию интриги и загадочности на уроке способствуют необычное оформление класса, нетрадиционная тема для беседы, игровые моменты, приглашение на урок гостей, моделирование ситуации – все, что привлекает непроизвольное внимание детей и вызывает у них непроизвольный интерес.
ТАКЖЕ НА АУКЦИОН сегодня я выставляю методы обучения, которые я часто использую на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся: 1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие 2. Метод «погружения». «Погружение» предлагает длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы 3. Исследовательский метод. Исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе Таким образом, для меня инновации в современном образовании сегодня – это, прежде всего, · процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах, · дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Сегодня каждый педагог в ответе за качество образовательных достижений своего ученика, за то, чтобы он состоялся как личность, смог адаптироваться к активно меняющимся социально-экономическим условиям современного общества. Решая современные образовательные задачи, каждый учитель ищет свой путь, создаёт свою педагогическую систему. Мой путь - это путь сотрудничества учителя и ученика, совместная творческая деятельность. Спасибо за внимание! Участникам педагогического совета Удачи и творческих побед!
|