Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
Независимо от того, какой предмет преподаёт учитель, он должен являться образцом для учащихся в сфере культуры речи и культуры общения в целом. В настоящее время все педагогические работники Воронежской области проходят в рамках курсов повышения профессиональной квалификации тестирование по культуре речи.
Вашему вниманию предлагается тот самый «Минимум», в который входят единицы, ошибки в которых наиболее часто встречаются в речи носителей русского языка в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своём большинстве традиционно признаютс грубыми, в наибольшей мере «режут слух» и в силу этого недопустимы в речи учителя: ведь на его речь ориентируются учащиеся, их родители и просто окружающие.
Многолетний опыт тестирования учителей города и области позволил методистам ВОИПКРО разработать методику, с помощью которой можно быстро и надёжно проверить уровень культуры речи.
Тестируемые получают бланк и следующую инструкцию: «Вам будут предложены 50 пар слов. В каждой паре только один вариант правильный(1 или 2). Вам нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе. Например, первая пара слов: 1.КатАлог – каталОг. Правильный ответ в этой паре – второй, значит, надо поставить знак «2» столбце по №1.. Вторая пара слов: 2.ЗвОнит – звонИт. Верный вариант – первый, знак «1» нужно поставить в столбце №2".
Требования к педагогу в области культуры речи таковы:
- при выполнении теста из 50 единиц «Минимума» число допущенных ошибок не может превышать 10.
Шкала оценки уровня культуры речи учителя:
0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3-6 ошибок – удовлетворительный;
7-10 – низкий;
11 и более – неудовлетворительный.
Нормативы для филологов и руководителей образования:
0-2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
2-3 ошибок – удовлетворительный;
4-5 – низкий; 6 и более – неудовлетворительный.
Желаем Вам успеха!
Образец бланка ответов:
Ф.И.О._____________________________________ Место работы_______________________________ Должность, преподаваемый предмет__________
ТАБЛИЦА (см.ниже)
КЛЮЧ Ф.И.О._____________________________________ Место работы_______________________________ Должность, преподаваемый предмет__________
1) |
2 |
26) |
2 |
2) |
2 |
27) |
2 |
3) |
1 |
28) |
2 |
4) |
1 |
29) |
2 |
5) |
2 |
30) |
1 |
6) |
2 |
31) |
2 |
7) |
2 |
32) |
2 |
8) |
1 |
33) |
2 |
9) |
2 |
34) |
1 |
10) |
2 |
35) |
1 |
11) |
2 |
36) |
2 |
12) |
2 |
37) |
2 |
13) |
2 |
38) |
1 |
14) |
1 |
39) |
1 |
15) |
2 |
40) |
2 |
16) |
2 |
41) |
2 |
17) |
2 |
42) |
1 |
18) |
1 |
43) |
2 |
19) |
2 |
44) |
1 |
20) |
2 |
45) |
1 |
21) |
1 |
46) |
1 |
22) |
2 |
47) |
1 |
23) |
1 |
48) |
1 |
24) |
1 |
49) |
2 |
25) |
1 |
50) |
1 |
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! 1. АссимЕтрия – ассиметрИя 2. БАловаться – баловАться 3. БАнты – бантЫ 4. ВероисповЕдание – вероисповедАние 5. ВклЮчит – включИт 6. ВрУчит – вручИт 7. ГазопрОвод – газопровОд 8. Грушевый – грушевый 9. Диспансер – диспансер 10. Договор – договор 11. ДОсуг – досУг 12. ЖАлюзи – жалюзИ 13. ЗАдать – задАть 14. ЗакУпоривать – закупОривать 15. ЗАнять – занЯть 16. ЗапломбИровать – запломбировАть 17. ЗвОнит – звонИт 18. ИсчЕрпать – исчерпАть 19. КатАлог – каталОг 20. КладОвая – кладовАя 21. КрасИвее – красивЕе 22. КрЕмень – кремЕнь 23. КУхонный – кухОнный 24. МеньшИнства – меньшинствА 25. МотивИрованный - мотивирОванный .
26.МусоропрОвод – мусоропровОд 27.НАчать – начАть 28.НикчЕмный – никчЁмный 29.НоворОжденный – новорождЁнный 30.ОбеспЕчение – обеспечЕние 31.ОблЕгчить - облегчИть 32.ОбОдрить – ободрИть 33.ОсУжденный – осуждЁнный 34.ОткУпорить – откупОрить 35.ПлЕсневеть – плесневЕть 36.ПовтОришь – повторИшь 37.ПолигрАфия – полиграфИя 38.Полис страховой – полюс 39.ПОнял – понЯл 40.ПредпрИнять – предпринЯть 41.ПремИровать – премировАть 42.ПрИбыл - прибЫл 43.ПрИданое – придАное 44.ПринУдить - принудИть 45.СлИвовый – сливОвый 46.ТОрты – тортЫ 47.ТУфля – туфлЯ 48.УвЕдомить – уведомИть 49.УглУбленное изучение – углублЁнное 50.ХодАтайствовать - ходатАйствовать
|