Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 197
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Самообразование… Дань моде или шаг к успешному будущему?.. Лекция вдвоём

Перестанешь учиться –

не сможешь и учить.

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

 (Письмо 26.  « Учитесь учиться!»)

 

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека…Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. На человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов».

 Я полностью соглашаюсь с мнением известного академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачёва, чьи размышления, убеждения, жизненный  путь – эталон нравственных ценностей.

 Социально-экономические преобразования, характерные для России последнего десятилетия, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно,  повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Человек в  современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и для  учителя. Учитель  должен превратиться из информатора в организатора учения.  А этому надо учиться.

 «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить..»

Самообразование - это, прежде всего, личностный, профессиональный рост, а не дань моде, это огромный шаг вперед по направлению к успешному будущему, построенному собственными руками.

Профессиональное самообразование учителя возникает как одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе посредством педагогической профессии. Профессиональная деятельность выступает в сознании учителя не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть этой ценностью, стать субъектом профессионального педагогического творчества – это стержневая линия активности учителя во всей его учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности, активности не только в освоении предметного содержания своей специальности и деятельности, но и развитии и самосовершенствовании своей собственной личности. Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие и т.д., учитель испытывает срочную необходимость изучить соответствующую литературу, познакомиться с передовым опытом и т.п. Необходимость стимулирует познавательную активность, которая и удовлетворяет интеллектуальный запрос. Причем побуждения эти являются нормой, задачей для жизни учителя; и других более важных побуждений, чем постоянное совершенствование своих знаний и опыта, у него нет. Необходимость самообразования  диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью; с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования  выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к высшим, вариативность.

Для того чтобы процесс самообразования протекал максимально эффективно, перед началом необходимо провести краткий самоанализ собственных возможностей, ответив себе на три простых вопроса:

-  «что я хочу» – определить ту область, сферу знаний, которая будет изучаться;

- «что я могу» - определить свои способности для самообучения: слабые и сильные стороны (существующие психологические методики позволяют это сделать);

- «что я имею» - что у меня есть для того, чтобы я мог заниматься самообразованием, то есть наличие ресурсов (Интернет, доступ в библиотеки, книги и пр.).

Определившись со своими возможностями, можно смело приступать к процессу получения новых знаний, постоянно памятуя о том, что дорогу осилит идущий и что самая длинная дорога всегда начинается с первого шага, самого трудного, но такого нужного и необходимого.

«Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навык».

 И я снова соглашаюсь с автором «Писем...» Но вдруг слышу «тяжкий вздох человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?»

А разве познание не есть радость? «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни».

 Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета, образовательных достижений в целом;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и т.д.;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов                       по исследуемой  проблеме.

 «А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков. Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! Учитесь любить учиться!..»

 Мысли Д.С. Лихачева, крупнейшего ученого и достойного гражданина XX в., устремлены в будущее. От того, в какой мере будет услышан его голос и восприняты завещанные им идеи, зависит состояние культурной и духовно-нравственной жизни России. Последуем его советам. Осознаем простую истину – только способность к самообразованию может «превратить» учителя в современного Учителя, педагога, творца, способного воспитать  Человека будущего, Человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

 



Источник: http://Д.С.Лихачёв "Письма о добром и прекрасном"
Категория: Мои статьи | Добавил: ксения (18.05.2010)
Просмотров: 3562 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz