Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 197
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

«Сеять разумное, доброе, вечное…» К вопросу формирования аксиологических приоритетов гимназистов
Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе требуют сегодня своего осмысления.
 
Современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением и диалектическим обновлением ценностей, утвердившихся в прежние годы. Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и испытывают, в свою очередь, его обратное влияние.
 
Наше отечественное образование как определяющий социальный институт духовного развития личности призван обеспечить:
· приобщение молодежи к духовным ценностям общества;
· воспитание нравственной чистоты,
· создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества,
· оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации.
 
Преподавание литературы в школе волнует сейчас – и чем дальше, тем больше – далеко не только учителей-словесников и родителей, часть которых считает литературу (если бы не экзамен-сочинение!) второстепенным предметом, занимающим слишком много времени. Самую серьезную озабоченность вызывает состояние преподавания литературы в школе у библиотекарей детских, юношеских и школьных библиотек, психологов и социологов детского чтения. Именно они с тревогой и надеждой ждут новых стандартов, которые, по идее, должны уже сами по себе изменить или не изменить существующее положение вещей.
 
Влияние школьных уроков литературы на общее состояние детского чтения и развитие грамотности стало предметом обсуждения практических конференций. И вот к каким выводам пришли коллеги - педагоги-практики…
 
Первое. Принципы преподавания литературы в школе сегодня никоим образом не способствуют развитию у детей любви и интереса к чтению. Более того, у детей, имеющих проблемы с техникой чтения (а таких, как показывают исследования, больше, чем видно из официальной статистики успеваемости), предлагаемые тексты для изучения, в силу их несоответствия психологическому и социальному развитию детей, вызывают устойчивое негативное отношение и к предмету «литература», и к процессу чтения вообще.
 
 Второе. Преподавание литературы в школе имеет, как правило, два подхода: историко-литературный и литературоведческий. И тот и другой предлагают литературные произведения как предмет научного изучения.
И тот и другой (как бы ни были хороши некоторые из современных учебных программ по ним) практически исключают из своих целей эмоциональное и социальное развитие ребенка. Соответственно этим подходам и формируется список изучаемых произведений и требования к ЗУН.
Вообще в школе есть всего три предмета, могущие способствовать эмоциональному развитию: музыка, литература и изобразительное искусство (при условии нацеленных на это программ). Два из них имеют ничтожное количество часов, и те только в 3–6-х классах (что тоже само по себе неверно!). Лишь литература может в итоге заполнить образовавшуюся пустоту. Как известно, в возрасте от 7 до 15 лет у ребенка идет наиболее бурное эмоциональное развитие. Именно оно не получает подкрепления в школе.
 
Третье. Из рассмотрения литературы в школьном курсе совершенно выпадает так называемая детская литература,
а уж тем более – современная. Несколько отдельных сказок и стихов, включаемых в программы с другими целями, погоды не делают.
 
Четвертое. Невозможно рассчитывать на то, что учитель сможет по желанию вводить те или другие произведения для детей в традиционный курс литературы. Во-первых, потому, что любой курс литературы сейчас и так перегружен. Требование, чтобы ребенок знал на выходе ряд произведений и большое количество дат, биографий и литературоведческих понятий, практически не оставляет учителю средней школы возможностей для маневров. Во-вторых, потому, что учитель начальной и средней школы с традиционной подготовкой плохо знает или не знает вовсе детскую литературу, ибо программа этого с него не требует и не помогает в развитии такого знания. Литературу для детей знают и с ней много работают детские и школьные библиотекари. Но любая работа, которую они проводят с этой литературой, факультативна, а значит – не всеохватна. Чаще и легче в «непрограммное» (внеклассное) чтение вовлекаются те дети, у кого интерес к чтению сформирован без влияния школы, то есть меньшинство. И лишь при очень больших педагогических усилиях со стороны библиотекарей иногда в число читателей попадают дети, имеющие проблемы с чтением. И почти никогда те, у кого сформировалось за несколько лет учебы отрицательное отношение к предмету «литература», переносимое на всю литературу вообще.
 
Проект стандартов по литературе, сколько бы ни оговаривалась возможность добавлять или заменять какие-то произведения в ходе изучения, по сути окажется жестко обязательным. Это вопрос менталитета нашей школы в ее нынешнем виде. Тем временем, набор понятий, сведений и произведений, включенных в новый проект, диктует все тот же историко-литературный и/или литературоведческий подход. Вследствие этого подхода к литературе, как очередной науке, изучаемой в школе, возникает уже ряд дискуссий в прессе, в том числе и педагогической, на темы: «Зачем литература в школе?», «Не уменьшить ли количество часов?» и тому подобное.
 
И лишь изменения целей и задач преподавания литературы могут помочь перестроить этот курс так, чтобы он приносил детям пользу, а не вред.
 
 На мой взгляд, в преподавании литературы в общеобразовательной школе может быть сформировано два разных подхода, рассчитанных на разные уровни. Это те же два пути, по которым строятся сейчас многие другие курсы. Весь курс литературы в начальной и основной средней школе должен быть сориентирован на эмоциональное и социальное развитие ребенка и подростка и по подбору произведений соответствовать его психофизиологическим особенностям. Как известно, дети в начальной школе настроены, в основном, на изучение и эмоциональное освоение мира вокруг них, а младшие и средние подростки – на свой внутренний мир. Именно несоответствие этому развитию часто и вызывает у детей отторжение курса литературы и чтения вообще. Второй путь – старшие классы – может быть построен по историко-литературному принципу. За 2–3 года вполне реально пройти обзорный курс русской и мировой литературы в контексте истории, истории культуры и основ теории литературы. Это даст возможность ученикам увидеть литературу как науку, а также ее тесную связь с историей, МХК и так далее.
 
Исходя из этого, стоит, на наш взгляд, включать в программу основной школы произведения мировой литературы для детей, объединяя произведения разных времен и народов одной темой или проблемой, в них обсуждаемой. Чтобы уменьшить негативное влияние происходящих процессов в обществе на подрастающее поколение и создать необходимые условия для всесторонне развитой личности при проведении своих уроков в 5-6 классах, я часто обращаюсь к истинным «витражам мудрости» – пословицам и поговоркам.
 
 Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, память, словарный запас учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью, обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе. Однако отсутствие методических разработок и указаний по этому вопросу не позволяет учителю в полной мере использовать этот богатейший материал.

Все пословицы, которые я подбираю и применяю на уроках, доступны пониманию учащихся.
 
Так, при работе над темой: «Разделительный мягкий знак (ь)» после сопоставления разделительного мягкого знак (ь) и мягкого знака (ь) – показателя мягкости согласных предлагаю учащимся пословицы: Больше дела, меньше слов. От желанья к исполненью приложи уменье. Горе горевать – не пир пировать. После работы над смысловым значением пословиц даю задание: сначала выписать пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком (ь), а потом - где мягкий знак (ь) смягчает предшествующий согласный звук. Далее мы провели проверку работы. Дети доказывали правильность выполненного задания с помощью правила. Всегда выясняю, как они понимают её смысл, разбираем коллективно и объясняю написание отдельных слов. Приведу пословицы, которые были использованы при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные в корне и в середине слов»: Сядем рядком да поговорим ладком. Спасибо мороз, что снега нанёс. Снег на полях – хлеб в закромах. Не в бровь, а в глаз. Терпенье и труд всё перетрут. Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Хороший друг – это настоящий клад. Кошке игрушки, а мышке слёзки. Не будь тороплив, а будь памятлив. Глаз видит, да зуб неймёт. В зимний холод, всякий молод. И т.д.
При изучении безударных гласных в корне слов были использованы такие пословицы и поговорки: Тот герой, кто за Родину горой. Если дружба велика, будет Родина крепка. Апрель с водою – май с травою. Вода на лугу – сено в стогу. По лесу ходи – под ноги гляди. Посуда любит чистоту. Красна весна цветами, а осень плодами. Наша правда врагам глаза колет. Собака лает, а ветер носит. На хороший цветок и пчела летает. И т.д. При изучении нового словарного слова очень часто использую пословицы и поговорки. При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались следующие пословицы: Радостная жизнь сердце веселит. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Честный труд – наше богатство. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и будни праздник. Солнце пригреет – всё поспеет. Рукам работа, душе праздник. При изучении слов с удвоенными согласными: Ссора до добра не доводит. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. У коллектива большая сила. Очень много пословиц можно использовать при изучении темы: «Гласные И, А, У после шипящих»: Кто дрожит, тот и бежит. Жить – Родине служить. Умел начать – умей и окончить. Грибы ищут – по лесу рыщут. На чужой стороне и летом холодно. Сам погибай, а товарища выручай. Любую ошибку можно исправить…. При изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений: Солдата к славе ведут ученье и труд. И на солнце есть пятна. Наша сила в крепости тыла. Ленивому Микишке всё не до книжки…. При формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце: Идёт дождь, даст он рожь. Хорошую речь хорошо слушать. Ростом с мышь, а храбрый малыш. На помощь надейся, а сам не плошай… Использовались пословицы при изучении тем «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами»: Правда в воде не тонет и в огне не горит. Умный человек не тратит много слов. Лето собирает, а зима подъедает…. Некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем. Использую пословицы при работе над сочинением. Знакомство учащихся происходит с мудрым словом не только на уроках русского языка, но, безусловно, на уроках литературы. Важно, чтобы ученики не только учились грамотно писать, но и умели отбирать среди пословиц те, в которых нужная тема определяется с наибольшей полнотой и точностью.

Так, на примерах пословиц стараюсь заложить у учащихся основу их нравственных поступков. Для нравственного воспитания особенно благоприятные условия создаются на уроках литературы. При работе над значением пословиц на всех уроках провожу беседы. Перечень пословиц и поговорок систематически пополняю. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы и поговорки к данной теме, статье или произведению, записывают их в тетрадях по литературе или запоминают наизусть. Разнообразная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт учащимся и не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища.
 
 
P.S. В подготовке текста выступления были  использованы материалы интернет-ресурсов
Категория: Мои статьи | Добавил: ксения (10.02.2011)
Просмотров: 1048 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz