Внеурочная деятельность обучающихся второй образовательной ступени в рамках реализации ФГОС ООО
Внеурочная деятельность в современной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной деятельности (объединения, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, соревнования, турниры, проектная деятельность, военно-патриотические объединения и т. д.).
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Технология организации внеурочной деятельности в ОУ
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Внеурочная деятельность может быть организована
- по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.;
- по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность;
- в формах: экскурсии, объединения, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются общеобразовательной организацией самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.
Результаты работы обучающегося в объединении внеурочной деятельности вносятся в портфолио.
Ведется мониторинг эффективности работы объединений.
Зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы.
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» осуществляется через:
- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
- внеклассную (внеурочную) деятельность педагогов-предметников;
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
- деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, тьютора) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
- приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе ),
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, язык, природа, мир, знания, труд, культура);
- освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций школьника;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Проект «Клуб любителей русской словесности» (автор Э.В.Крылова) является одной из форм внеурочной деятельности МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1», развивающих сотворчество, активность, самостоятельность, активность обучающихся в процессе поиска, сбора, исследования, обработки, оформления и популяризации материалов - художественных источников по русскому языку и русской литературе, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Ведущие идеи рабочей программы:
- изучение языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Цель: «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Задачи:
- стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка;
- способствовать развитию интереса к родному языку и родной литературе;
- способствовать развитию исследовательских навыков.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
принцип доступности и посильности обучения
- принцип открытого образования (инициатива в получении нового знания у учителя и обучающегося одинакова)
- принцип сотрудничества
- принцип добровольности
- принцип личной значимости
- включение в активную жизненную позицию
Виды внеурочной деятельности, ориентированные на воспитательные результаты:
- познавательная
- игровая
- проблемно-ценностное общение
Методы организации внеурочной деятельности:
- метод проектов
- систематизирующий
- контрольный метод
Формы организации внеурочных занятий:
эвристическая беседа,
- выразительное чтение,
- круглый стол,
- практикум,
- экскурсия ,
- индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность ,
- творческая мастерская,
- опубликование творческих работ на сайте «Борисоглебской гимназии» и(или) в газете «Гимназичка»
Основные технологии, применяемые во внеурочной деятельности:
- информационные и ИКТ технологии
- игровые технологии
- личностно ориентированное обучение
- проектно-исследовательская технология
Формы контроля: контроль осуществляется в форме публичной защиты творческих проектов.
Основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности: наблюдение, анкетирование, тестирование .
«Клуб любителей русской словесности» организован в целях углубления знаний и повышения интереса к русскому языку и литературе.
Программа работы Клуба предназначена для обучающихся 5-6 классов. Рабочая программа и составленное тематическое планирование рассчитано в соответствии с Учебным планом МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» на 1 четверть, всего 8 часов (1ч/нед). Для реализации программы данного курса в рабочем кабинете имеются компьютер, принтер, проектор, Интернет.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы объединения «Клуб любителей русской словесности»
(фрагмент, модуль 1 )
№ п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Кол-во часов
|
Учебная неделя
|
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
Планируемые результаты (УУД)
|
Формы контроля
|
1
|
Введение. "Одухотворённый русский язык - душа России, её святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет своё лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых".
Вс.Ю.Троицкий
|
1
|
1
|
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту и богатство, выразительность русского языка
Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Создавать устные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
|
ЛУУД: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
ПУУД: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета
КУУД: строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
РУУД: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
|
Выразительное чтение, эвристическая беседа, групповая работа
|
Календарно-тематический план работы объединения «Клуб любителей русской словесности» составлен по блочно-модульному типу, что позволяет, при условии возникшего дополнительного интереса и, соответственно, выбора обучающимися данного курса в будущем, продолжить работу объединения. Задания выходят за рамки школьной программы и носят развивающий характер. Выполняя их, обучающийся устанавливает связи между различными культурными явлениями, расширяет свой кругозор не только в области языкознания, но и литературы, истории.
Широкая направленность заданий объединения, усложнённость материала, а также их разнообразная форма позволят успешно справиться с различными видами контрольных и олимпиадных работ, будут служить дополнительной подготовкой к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
|